KN
Коммерческая.RU

Франчайзинг и религия

Франчайзинг — модное слово, которое с каждым годом становится только популярнее.

Но в последнее время это определение очерняется многочисленными неудачными примерами лже- недо- и псевдо-франшиз.

А хочется, чтобы франчайзинг, наоборот, стал символом плодотворного сотрудничества.

В этой статье я расскажу о сходстве франчайзинга с одним из старейших и влиятельнейших социальных институтов.

Этот институт — религия.

Скажете, что это не так? Приглядитесь — и найдете много сходств!

Есть устоявшаяся символика, и охраняется она не хуже, чем товарные знаки, зарегистрированные в Росреестре! Попробуйте продать что-то с нанесенным символом одной из популярных религий — сразу получите шквал судебных предписаний и наложенных санкций (особенно вне РФ). Оскорбление чувств верующих — очень популярная статья в нашем свободном обществе.

Использовать же этот «товарный знак» вы сможете, лишь получив соответствующее одобрение от УК (главы определенной религии). Это же относится и к строительству любого храма (даже самой маленькой молельни). У каждой религии свои этапы для получения статуса обособленного подразделения: у кого-то 5 лет семинарии, у кого-то экзамен на знание текста священного писания. Своего рода паушальный взнос — только не деньгами, а компетентностью. Представьте, если каждый франчайзор так же сурово принимал в свои ряды партнеров:

«Прежде чем мы разрешим Вам отдать свои деньги в виде паушального взноса — будьте добры 10 лет держите строгий обет, довольствуйтесь малым, учите наши правила законы и истории успешных франчайзи, и только в случае успешной сдачи экзамена и под поручительства 5 из 5 ваших наставников мы разрешим открыть вам на этой улице кафе».

Представьте качество таких заведений!

Но вернемся к религии. По сути, что такое религия — это услуга. Или даже комплекс услуг — психологическая помощь, консалтинг, студия релакс-терапии, групповые занятия, учебный центр и прочее. Каждый видит в религии что-то своё, и я ни в коем случае не хочу обидеть или задеть чувства верующих, давая свои коммерческие определения (тем более не хочется штраф платить).

В каждой религии есть книга или собрание книг, в которых записаны основные правила и кодекс поведения. В некоторых религиях они настолько подробны, что позволяют регулировать каждый аспект человеческой деятельности, не давая поводов для сомнений и разногласий. К этому же стремятся и все нормальные франшизы, формируя и постоянно дополняя свой набор стандартов.

И во франчайзинге, и в религии огромное значение имеет айдентика. Вы быстро отличите простого человека от священника, равно как и представителя одной религии от другой. То же и во франчайзинге — вам будет достаточно нескольких секунд, чтобы отличить одно заведение от другого, даже если они торгуют, по сути, одним и тем же.

Но идентичность распространяется не только на тех, кто представляет религию, является ее «лицом», но и на тех, кто причисляет себя к ее сторонникам. Проще говоря, лояльные клиенты франшиз — это та же «паства» религий. Например, среди ресторанов быстрого питания. Есть фанатики, посещающие заведения только одного бренда и не признающие других. Есть люди поспокойнее — они сделали свой выбор, но не пытаются его навязать. Есть и те, кто принципиально ходит в разные рестораны, или даже не ходит в них вовсе. Внешне представители этих групп не отличаются, но они могут организовывать сообщества по интересам, им будет проще общаться друг с другом, то есть, формировать аудиторию. Конечно, размер этих аудиторий несравним с религиозной, но все же это тысячи, миллионы людей по всему миру.

И франчайзор обладает ограниченной, но все же властью над ними! По всем вопросам, не прописанным в стандартах, он имеет право решать все сам. Например, внедрять или удалять какие-то позиции в ресторане. Или что-то добавить в интерьере. Это все — проявления власти, ведь решения франчайзора не согласовываются с мнением франчайзи, и, тем более, клиента.

Фактически, бренды апгрейдили свой бизнес до религиозных стандартов, все списав, приспособив для себя!

Я долго искал примеры того, что есть во франчайзинге, но нет в религии. Возможно, единственное серьезное отличие — франчайзинг предполагает ограниченный срок партнерства, а религию принимают раз и навсегда. Но от хороших франшиз партнеры не уходят! Если она приносит стабильный доход и во всем устраивает, франчайзи не будет смотреть «налево» — он будет продлевать сотрудничество, и более того, открывать новые точки под тем же брендом!

Но это единственное исключение. И вот что я понял, сравнивая эти два института.

Управлять большой сетью чего-либо можно лишь при сильном лидере и кучей институтов контроля надзора и судов, либо с помощью франчайзинга! Ведь, если партнер — приверженец мировоззрения управляющей компании, то ему можно доверить репутацию бренда!

Вера — сильный инструмент самоконтроля в любой сфере. При этом можно верить и бояться (меня накажут, оштрафуют, закроют), а можно верить и надеяться на светлое будущее (через 2 года — я буду получать больший %, мне дадут статус бриллиантового франчайзи, я смогу принять участие в экспедиции и отпраздновать день рождения Шефа с голыми девками в таёжной глуши.

И это прекрасно! Пусть франчайзинг процветает, но только в духе религиозных ценностей, а не с целью получения быстрой наживы!

Оцените статью
163
Полезно
125
Интересно
24
Средне
13
Плохо