Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Санкт-Петербурге назначил рассмотрение иска управляющей компании ТРЦ «ЛОТОС PLAZA» к международной консалтинговой компании Colliers International на 26 января 2016 года. Напомним, это дело отправилось по судебным инстанциям осенью прошлого года. Девелопер, построивший в Карелии крупнейший на сегодня в регионе торгово-развлекательный центр, требует от фирмы, занимавшейся брокериджем, возврата части уплаченного вознаграждения в 3,4 млн рублей.

Это дело можно считать знаковым, поскольку оно ставит перед профессиональным сообществом давно назревший вопрос, выходящий за рамки юридических документов: какова ответственность компаний, консультирующих бизнесменов? Можно ли доверять словам консультантов о всеобъемлющей поддержке проекта, или их обещания заканчиваются с последней точкой в договоре? Эти вопросы касаются этики и справедливости в деловом мире и стали наиболее актуальны в условиях падающего рынка. Чтобы лучше понять проблему, еще раз пройдемся по фактам, вызвавшим судебные споры.

ТРЦ «ЛОТОС PLAZA» открылся в Петрозаводске в конце 2014 года. Для привлечения в центр арендаторов был заключен договор с компанией Colliers International. На момент окончания договора с консультантом, более 50% помещений оставались вакантными. Девелопер остался один на один с этой проблемой:

Хочешь — сам ищи арендаторов, хочешь — осваивай искусство декорирования пустоты.

Как оказалось, это не самая большая беда. Со временем стал всплывать брак в работе консультантов с мировым именем.

Представителям Colliers удалось справиться с задачей привлечения крупных якорных арендаторов, но на этапе второй волны их энтузиазм закончился. Задача получения собственной прибыли стала вдруг противоречить задаче успешности всего проекта. В ход пошли запрещенные приемы. Например, как позднее выяснилось, консультанты, уговаривая очередного арендатора войти в торговый центр, объясняли, что подписав основной договор, после открытия — он сможет выторговать лучшие условия. Мол, в нынешней экономической ситуации владельцы торговой недвижимости вынуждены будут пойти на уступки.

Компания привлекла крупного оператора по продаже товаров для детей. Новый арендатор потребовал прописать в договоре условие снижения арендной платы, если в торговом центре появится конкурент и займет больше 250 кв. м. Спецам Colliers хватило двух месяцев, чтобы наглухо забыть об этом, ведь предварительный договор, по которому рассчитывается вознаграждение, уже подписан. Они находят нового арендатора, как раз конкурента первому, который занимает 320 кв. м. В ущерб себе владелец центра вынужден дать первому арендатору скидку — 50%. При этом компания Colliers на такое же снижение своего вознаграждения пойти не готова. Что это — непрофессионализм или бессознательное вредительство?

Но самым ярким примером работы, вызвавшим больше всего претензий у собственника торгового центра к консультанту, стало привлечение фирмы «УНО» из карельского города Костомукша. Эта организация обещала открыть мебельный центр на площади в 6 тысяч кв. м, однако так и не сделала этого. Когда стали разбираться, выяснилось, что фирма никогда не занималась мебельным ритейлом, а ее основной вид деятельности — заготовка дикорастущих и производство джемов из лесных ягод, а в отношении арендованного помещения основной задачей ей виделась сдача помещения в субаренду. Странно, что в Colliers зная об этом, как и о том, что привлекаемый в проект якорный арендатор никогда профессионально не занимался торговлей мебелью, все равно приглашает последнего в проект. Еще один вопрос — имел ли уважаемый консультант представление о деловой репутации фактического владельца компании-арендатора, который сейчас объявлен правоохранительными органами в федеральный розыск, когда делал ставку на него в качестве одного из ключевых арендаторов?

Ситуация, прямо скажем, не из приятных. Для ее решения, и чтобы избежать еще больших проблем и финансовых потерь, связанных с простаиванием помещения, девелопер согласился мирно урегулировать ситуацию с арендатором-неудачником. Договор был расторгнут тем же днем, что и подписан. То есть фактически ничего не было, но консалтинговая компания от своих денег опять отказываться не собирается, даже зная, что внесенный арендатором аванс был возвращен.

Видимо, такая «плодотворная» работа Colliers продолжалась бы, если бы не закончился договор. Девелопер, положившись на громкое имя консалтинговой фирмы, в сухом остатке получил «эксклюзивный» результат: ко дню официального открытия в декабре 2014 года ТРЦ «Лотос Плаза» был заполнен на 39%, а к моменту истечения срока договора с Colliers в апреле 2015 года — немногим больше 47%.